Nov. 10th, 2006

ПАРИЖ

Nov. 10th, 2006 12:20 pm
ragnali: (Default)
Париж – всегда Париж! Это аксиома, которая не требует доказательств. Я не хотела влюбляться в этот город, но это происходит помимо вашего желания и совершенно без всяких усилий со стороны Парижа. У всех парижан – роман с Парижем, хотя вряд ли можно представить такие же отношения у лондонцев и Лондониума.

Прежде всего поражает Париж своим безразличием к туристам – это город для парижан, потом для французов и только потом – ну уж раз все равно вы сюда совершаете паломничества – для туристов. Они даже не делают вида, что они хотят вас тут увидеть – они прекрасно знают, что вы все равно приедете в Париж, каким бы ни было к вам тут отношение. Вам сложно поменять деньги, практически никто не говорит по-английски, не говоря уж о других языках, никто не улыбнется вам в ответ, никто на вас даже не смотрит – вас не существует. И при этом - вы часть всего того, что тут происходит. Полицейские будут вежливо смотреть на вас, пока вы не броситесь сломя голову через дорогу, но зато тут они вас изловят и направят по правильному пути, вас обдадут презрением за ваше незнание галльского наречия, но будут очень признательны за ваши самые неумелые попытки пытаться говорить по-французски. И так далее. При всем при этом – вас не покидает чувство вашей неполноценности, какого вы не испытываете в Англии, где вам никто не даст понять что вы сделали ляп, вам очень ненавязчиво, тактично подскажут, как лучше сделать, при этом вы будете убеждены в собственной непогрешимости. Французы дадут вам прочувствовать всю глубину вашей непередаваемой глупости, потом еще раз повторят, если вы это не уяснили, и потом скажут, как надо что-то сказать или сделать.

НО!!!!!!!!! Что такого неизъяснимо прекрасного в этом городе? Я не знаю. Он младше Лондона, не такой средневековый, очень похож на Питер, но намного больше полон неожиданностей – там бежит вода вдоль дорог, как в Азии, в здании, которое выглядит как мечеть, располагается католический собор, чуть ли не первая церковь из цемента. ОН расположен на холмах, поэтому здание может состоять из разных уровней и ваша квартира может быть на 5 и при этом на первом этаже и вход в неё – с лесенки, которая бежит вверх по холму. Вы видите старинную церковь и говорите себе, какой Париж старый город и вспоминаете «Бильярд в половине десятого» Генриха Белля, где герой в течение пятидесяти лет!, включая и две войны, ел на завтрак одно и тоже в одном и том же кафе. Вы говорите себе, вот, эта церковь – такое же нечто неизменное, и тут выяснятеся, что эта церковь – украинская:-) и там идет служба на украинской мове. И висит плакат – да здравствует Петлюра! Поражает Сорбонна – меня всегда больше всего восхищает вот эта сохранность традиций и вечность всего, что ли. Там было несколько каких-то вгравированных объявлений чуть ли не с 15 века – декан или канцелярия принимают по таким-то часам и по таким-то дням.

Сами парижане очень любят свой город. Многие ездят на велосипедах, на мотоциклах, крошечных автомобилях для двоих. Висит реклама «Париж, дыши!» во многих местах – для них Париж – живое существо. Огромная разница с Лондоном. Как раз когда я вернулась в Лондон, я сидела на автовокзале и ждала, когда станет светло и я смогу пойти погулять. Я взяла брошюрку и там было наглядно показано, почему лучше ездить на велосипеде, а не на машине, даты, цифры, и так далее. Все очень хорошо сделано, НО говорится о жителях Лондона, о том, что лучше для них, А НЕ ПРО ГОРОД! Этот буклетик просто забывается, а ДЫШИ ПАРИЖ врезается в память.

В Англии все живут подготовкой к Рождеству, во Франции там я нигде и не вспомнила, что Рождество очень скоро – они настолько полны своей радостью жизни, что зачем Рождества дожидаться, они живут здесь и сейчас, они полны собой и своими ощущениями, тогда как у англичан этого нет – им нужен повод для радости и наполненности жизни – Рождество, например.

В Париже я жила в хостеле – такой студенческий опыт путешествий на автобусах и проживания в студенческих гостиницах. Первую ночь я ловила мышей:-):-) Там где-то по потолку бегали мыши, а мне, естественно, показалось, что эти мыши бегают у меня в сумке и скоро переберутся ко мне на кровать, посколько вместе веселее:-) Утром со мной все были вежливы и даже сочувственно и немного с недоумение сказали (остальные были из Австралии), что вы тут в Европе как-то странно относитесь к мышам и тараканам, у нас они везде в Австралии. Я поняла, почему я не люблю немцев – вот говорят, что они раскаиваются в войне и все такое прочее. В войне-то они, может, и раскаиваются, а вот в собственной непогрешимости и превосходстве (а отсюда хамство и неуважение к другим людям) они абсолютно убеждены. Они просто стали лучше воспитаны внешне, вот и все, но такого отвратительного поведения, как у немцев, я нигде не видела.

Я очень люблю ночной город – Питер, Москву, Лондон, и, конечно же, Париж. Ночью город больше сам предоставлен себе и освещен огнями, которые словно дарят тайну, открывая иначе невидное. Огни рождают город, которого иначе не было бы для вас, и ночью кажется, что город принадлежит только вам, он только для вас, а днем – любой может видеть то, что освещено солнцем. Елисейские поля, Эйфелева башня – они не залиты, а усыпаны светом, то есть, там и тьма, и свет перетекают друг в друга.

На Эйфелевой башне было очень ветрено наверху, но и очень красиво. Они сделали внутри что-то типа панорамы и все подписали, чтобы вы знали, что где находится. Кстати, единственное место, где мне пришлось стоять в очереди, это была Эйфелева башня – но всего полчаса. В ноябре прекрасно путешествовать, потому что нет толп туристов, но немного прохладно – лучше путешестовать в октябре.

Поражает маленькая Сена, а потом ты привыкаешь к ней, и понимаешь, что если в России город строится вокруг реки, которая является главной, определяющей чертой плана города, то здесь река просто еще одна характеристика Парижа. Она для разнообразия, а не для формирования города.
ragnali: (Default)
Это седьмой из посещенных мною домов в Англии:-) Я пришла к выводу, что мне очень нравится ходить именно по таким домам – наверное, даже больше, чем ходить по картинным галереям:-)Может быть, у меня возникает ощущение, что меня пригласили в гости:-)

Этот дом имеет довольно древнюю историю – в 12 веке на этом месте располагадось аббатство (как, в общем-то, видно из названия), потом, когда Генрих 8 разогнал монастыри, в монастырских постройках поселилась семья неких Винов. И жили они себе очень счастливо, пока в 18 веке один из представителей этой славной фамилии не отправился в грандтур по Европе, по возвращении из которого он решил перестроить свое жилище. Надо отметить, что семейство это весьма и весьма было просвещенное – они происходили от старшей дочери Томаса Мура, советника Генриха 8 и известного философа, автора Утопии (по-моему, это была первая утопия). Я чрезвычайно уважаю этого философа не только за его похвальное отношение к женщинам, но и за то, что он считал, что работать в день больше 6 часов мешает полноценному развитию личности:-) Так вот, этот философ обучал не только сыновей, но и дочерей, невероятный факт по тем временам. Его дочь – Маргарет Ропер – считалась одной их самых образованных и умных в то время (и среди мужчин тоже). В холле висит портрет Томаса Мура с его домочадцами – копия с Гольбейна, оригинал уничтожен в войнах в Европе.

Жилище было перестроено в виде итальянского палаццо (по проекту, который в Италии не был осуществлен). Но холл они отстроили в стиле аббатства и тюдоровско-якобинского стиля в память о том доме, в котором они счастливо жили – низкий свод, который поддерживается арками с колоннами и много всяких ниш и вообще всяких укромных уголков. Мебель подобрана в тон в том же стиле и эпохе. Вообще очень уютный холл – мне оттуда не хотелось уходить. Что меня вообще очень сильно поражает, так это стремление сделать вещи прекрасными – у нас, как правило, важнее функциональность, а там – красота. Предположим, кресло для привратника – все украшено резьбой – и построено (именно построено, а не сделано!) с крышей и огорожено по бокам – чтобы не дуло.

Лестница наверх – очень современная – задираешь голову и смотришь, смотришь вверх – а там этажи, этажи –купольная крыша. В Италии, конечно, не было бы купольной крыши, а просто атриум, а вот тут – крыша. Надо сказать, что из Европы представители этого семейства привозили не только идеи, но и жен. Одна жена была, с моей точки зрения, очень удачная:-) Она происходила из очень богатой швейцарской семьи (вообще-то её папочка был министром финансов или чего-то в этом роде у Людовика 16, но по вполне очевидным причинам он сбежал из Франции в более спокойную Швейцарию, захватив или же скопив до этого себе на хлеб со смальцем). Накопленного было столь много, что наследство перевозили в 17 огромных сундуках, не считая 45 тысяч фунтов приданного (представляешь, какая сумма это была в 18 в.!) и чуть ли не фрегата драгоценной мебели в качестве приданного доченьке (которая вышла замуж в 27 лет – это тогда-то!) А мужу было 22, всю жизнь прожили душа в душу до глубокой старости и обменивались страстными письмами при раставании). Женщина она, правда, была очень красивая, но путешествовать не любила. (У всех есть свои недостаткиJ)

Очень много там Чипендейловской мебели, поскольку мастер йоркширец и местные представители знати его очень даже продвигали и поддерживали, рекомендуя его в своих кофейнях. Кстати, ты знаешь, гардероб, как платяной шкаф, изобрели только в 18 века? А вешалки для одежды для платяного шкафа только в 1870х? И что горшок ночной держали в шкафу, чтобы запах убивал блох? Я очень сильно порадовалась, что я живу в наш такой удобный век! Но то, что они знали, они использовали очень хорошо – там в столовой два больших стола у стены. Я заметила, что у стены к столешнице приделаны красивые перильца – оказывается, туда вешали ткань, чтобы не попало что-нибудь на стену! Совершенно роскошные там есть часы – внутри все! детали, да и снаружи тоже – сделаны из дерева. Часы эти сделны в 18 веке – смазывать их не надо, поскольку детали деревянные и смазку выделяют сами! Были там еще прехорошенькие шкафчики – мы там поболтали со служительницей, и ей очень понравилась моя идея, что в этих шкафчиках нужно хранить любовные письма!

В доме практически не живут – используют только по каким-то оказиям, и это заметно. Было только две комнаты, куда я зашла и сразу поняла – тут живут люди. Это была гостиная – я не знаю, что меня подвигло на эти мысли – то ли кресла стояли так, что мне показалось, что люди только что встали, то ли приглушенный свет – но эта комната была обитаема. Там еще был кукольный дом – оказывается, такие дома делали не для детей, а как обучение для мастеров, но дом все равно очень красив.

Abbey House Museum

Туда я поехала на следующий день. Музейчик этот располагается в бывшей привратницкой бывшего цистерианского монастыря, а живописные развалины самого монастыря находятся прямо напротив через дорогу(опять-таки Генрих 8 разогнал этот монастырь). Развалины монастыря считаются вторыми по красоте и качеству сохранности. Сейчас там начались качественные реставрационные работы, но то что сохранилось, действительно красиво. Развалины этого монастыря и прилегающих построек рисовал Тернер, и не только он, это место обожали романтики (Саути даже написал поэму), и здание даже сейчас впечатляет, несмотря на полуразвалившесть, а может, как раз благодаря ей. Пропорции удивительно летящие, кажется, здание не имеет опоры и не нуждается в ней. Кстати, монахи там жили отменные – в 14 веке шайка (или вернее сказать братство монахов:-)) во главе с аббатом наводило ужас на окрестности, и данные монахи настолько осмелели, что даже построили специальную кухню для мяска – якобы если это мяско готовится на территории монастыря, то оно уже вроде бы и не противоречит уставу:-) Позабыли монахи-то, что их орден был направлен против таких излишеств (само название говорит о том, что это монахи-схимники, которые ушли жить в леса – cicera по латыни болото).
Ну вот, а музей в привратницкой посвящен немного монастырю, но больше всего викторианской Англии. Там внутри они воссоздали две улицы и одну площадь – перенесли настоящие домики и лавки, проработали архивы; впечатление, конечно, очень сильное. Там располагаются лавка галантерейщика, бакалейщика, аптекаря, скобяных товаров, мебели и каких-то других товаров из Индии, парикмахерская, сапожная мастерская, мастера глиняных дел, ростовщика, воскресная школа (парты как у нас в сельской школе:-)). И две комнатки жилых домов – рабочего высокой квалификации и ростовщика. Сами предметы наверное даже красивее чем у нас, но такие маленькие и тесные помещения! И конечно же питейное заведение:-) Все восстановлено в мельчайших деталях, заходишь – и сразу слышишь гул голосов, характерный для данного места. Не знаю, правда, что делал бюст королевы Виктории в пабе:-) Кстати, 40% всех налогов в начале 19 века поступало именно от продажи алкоголя и от подобных заведений (мы сейчас, по всей вероятности, находимся на уровне развития Англии начала 19 века, учитывая массу всяких других показателей:-(. 70 членов парламента жили с доходов от питейных заведений.

Ой, еще я там поиграла на двух игрушках – на одной голову отрубили – французу, я так полагаю:-), а вторая – очень неприличная:-) Называется она Cheeky Women, я о таких читала, но не сразу поняла, что это такое:-) Короче, это такой прибор типа старой камеры на лапках, ты смотришь в два глазка и тебе показывают фотографии голеньких или полуголеньких женщин, естественно, это из Франции:-) Так что я очень даже просветилась:-)
ragnali: (Default)
У каждого дома есть свое лицо, как и у человека. Поэтому, несомненно, дом отказывает влияние на человека и наоборот. Интересно, что загородные дома здесь называются не особняки и не дворцы, хотя в нашем понимании они именно особняки, а stately home – то есть величественный дом. Не здание, а уют стоит на первом месте.

Если определять дома в красках или цветах, то самый холодный, серый дом – это Petworth, там нет ни тепла, ни уюта, хотя собрана огромная коллекция картин, скульптур и других предметов искусства. Интересно, что в этой семье из поколения в поколение браки создавались из соображений материальных или знатности и связей общества (за редкими исключениями). Один из владельцев (он во многом и создал современную коллецию и обустроил современный дом) имел 47 ! детей от бесчисленного количества любовниц, все они (дети) жили с ним, что, как я полагаю, мало способствовало созданию атмосферы уюта. Другой долгое время провел в Тауэре во времена Елизаветы 1, имел прозвище философ и забрал сына от матери к себе в Тауэр, чтобы воспитывать его там вместе с учителями. Зания ребенок получил отменные, но вот эмоциональное состояние его соответствовало казематам Тауэра. Несмотря на такую плодовитость и нетрадиционность владельцев, Petworth стал выморочным домом – по прямой линии наследники несколько раз вымирали, и под конец племянник передал его в National Trust. И это ощущение не дома, но мавзолея знатности, роскоши и власти Перси и Нортумберлендов (опять-таки имя – холодное, северное) вас просто преследует.

Совсем другой дом Harewood – тут дом строился семейным человеком (кстати, их богатство проистекало от сахарных плантаций на Барбадосе, где работали их рабы!). Он был женат дважды, второй раз на женщине с двуми взрослыми дочерьми, одна из которых была известна своим нестандартым поведением и красным костюмом, который она смоделировала по мундиру мужа-военного (известный портрет Гейнсзборо). В этом сейместве все люди были очень страстные, чуть ли не все по два раза обзаводились семьей, но при этом – всегда по большой любви! И дом – просто дышит теплыми чувствами, он такой светлый, яркий, жилой – обитаемый! Сразу чувствуется, что дом обставлял не только мужчина, но и женщина!

Другое дело Chatsworth – здесь большую часть преобразований выполнил герцог-холостяк, однако ответственным архитектором и садовником был очень счатстливо женат, причем со своей женой он познакомился как раз-таки в первый день по приезде в Chadsworth. Вся парадная часть дома выполенна в дубе и коже – уютно, но очень по-мужски. Однако! Дом был построен Бесс Нардвик с её червертым мужем, и за исключением герцога-холостяка, там всегда жили долго и счастливо семейные пары (кстати, старший брат 11 герцога был женат на сестре президента Кеннеди! – мер тесен для сильных мира сего:-))

Совсем иной дом – Tepmle Newsam – это первый из домов, где я побывала. Он был построен на земле, принадлежащей храму, как видно из названия. Храмовники дают обет безбрачия, и то ли по этой причине, то ли по какой другой, но, хотя женились в этой семье по любви, мужчины умирали молодыми – и их жены вдовели по 30 лет. Дом передавался по женской линии, как правило.

Другое дело Polesden Lacey – это дом, обустроенный женщиной и очень женский, как следует из названия. Там все такое кукольное и хочется дотронуться просто до всего. Надо сказать, что Polesden Lacey и Petworth расположены очень неподалеку, но двух более разных домов сыскать сложно. Даже название тут – Polesden – берлога для пыльцы – какое-то уютное! Да еще и кружево! Хотя хозяйка тоже, насколько я могу судить, умерла бездетной, но была счастливо замужем и имела черзвычайно богатого отца, увлекающегося филантропией. Кстати, ты замечала, что очень многие люди, которые "сильно" занимаются филантропией, как правило не очень хорошо заканчивают? Может, тут просто влияние предыдущих жизней – они подсознательно хотят исправить то, что было сделано раньше, но это не помогает? А может и помогает, но по-своему. Короче, каждый дом – это целая жизнь. Я, кстати, только тут до конца поняла, что надо быть очень осторожной в плане того, каких людей приглашать к себе в дом: твой дом – это твоя предыдущая и будущая жизнь, поэтому нельзя пускать туда посторонних людей, чтобы они там зря не наследили.

Nostell Priory – это тоже семейный дом, где люди женились по любви и жили долго и счастливо! При этом как дом построен на итальянских мотивах, так и неанглийские страсти царили в этом английском палаццо:-) Дочь швейцарской жены одного из Винов убежала из дома, чтобы выйти замуж за булочника:-) Все ж таки в браках по любви что-то есть, что подтверждается поколениями!

Для всех домов характерна гармония, которую каждый понимал по своему, но которая отражала суть их семейств очень хорошо. Исключение составили Petworth и Treasure's House в Йорке – но и там и там это были не дома для жизни, а музеи, которые оставили холодное, странное вречатление. Может, и наш Эрмитаж производит такое приятное впечателние потому, что большая часть его строилась не как музей, а как дом для жизни.

Profile

ragnali: (Default)
ragnali

January 2012

S M T W T F S
1234567
891011 12 1314
1516171819 20 21
22 232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 28th, 2025 03:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios